1. ГОСТ Р 59636-2021 «Установки пожаротушения автоматические. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», введение в действие с 15.09.2021;
2. ГОСТ Р 59637-2021 «Средства противопожарной защиты зданий и сооружений. Средства огнезащиты. Методы контроля качества огнезащитных работ при монтаже (нанесении), техническом обслуживании и ремонте», введение в действие с 15.09.2021;
3. ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», введение в действие с 15.09.2021;
4. ГОСТ Р 59639-2021 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», введение в действие с 15.09.2021;
5. ГОСТ Р 59640-2021 «Средства противопожарной защиты зданий и сооружений. Противопожарные занавесы. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», введение в действие с 15.09.2021;
6. ГОСТ Р 59641-2021 «Средства противопожарной защиты зданий и сооружений. Средства первичныепожаротушения. Руководство по размещению, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», введение в действие с 15.09.2021;
7. ГОСТ Р 59642-2021 «Средства противопожарной защиты зданий и сооружений. Заполнение проемов в противопожарных преградах. Общие требования к монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы контроля», введение в действие с 15.09.2021;
8. ГОСТ Р 59643-2021 «Внутреннее противопожарное водоснабжение. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», введение в действие с 15.09.2021;
9. ГОСТ Р 59635-2021 «Техника пожарная. Гребенки для генераторов пены. Общие технические требования. Методы испытания», введение в действие с 01.01.2022.
Ссылка на источник:
http://www.vniipo.ru/news/main/rosstandart-utverdil-sleduyuschie-natsionalnye-sta/
На днях Росстандартом принято 8 национальных ГОСТов, подготовленных МЧС России.
Положения национальных стандартов содержат простые и понятные правила выполнения работ по каждому виду систем автоматической пожарной сигнализации, дымоудаления, внутреннего противопожарного водоснабжения, установок пожаротушения, а также мероприятия по выполнению огнезащиты, первичным средствам пожаротушения.
ГОСТы будут крайне полезны не только организациям, выполняющим работы в области пожарной безопасности, но и любому собственнику объекта защиты. С их помощью можно самостоятельно отслеживать правильность выполнения работ и содержание систем в работоспособном состоянии на каждом этапе.
Работа над документами была начата в 2018 году и обусловлена динамичным развитием новых технологий пожарной безопасности и необходимостью актуализации нормативно-технической базы в области проектирования, монтажа, технического обслуживания, ремонта и испытаний систем противопожарной защиты. Кроме того, до настоящего времени методы испытания систем на работоспособность не содержал ни один технический документ.
Принятые ГОСТы сформируют основу единой системы технических документов, регулирующих процессы проектирования, установки и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Источник: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/vse-novosti/4551123
Новый СП484.1311500.2020 «СИСТЕМЫ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ. Нормы и правила проектирования» (далее – СП484) серьезно меняет подходы к применению привычного оборудования пожарной сигнализации и автоматики. Ниже мы рассмотрим основные нововведения СП484, определяющие выбор типа системы сигнализации, количество извещателей, архитектуру систем и т.п.
СП484 прямо запрещает применять неадресные системы пожарной сигнализации на ряде объектов. Например:
•• В гостиницах, общежитиях, санаториях и т.п., площадь которых превышает 3500 кв.м.;
•• Многоквартирных жилых домах (Ф1.3) высотой более 28 м;
•• Театрах, кинотеатрах, концертных залах, клубах, цирках (Ф2.1) вне зависимости от площади;
•• Зданиях организаций торговли (Ф3.1), площадь которых превышает 3500 кв.м.;
•• Зданиях организаций общественного питания площадь которых превышает 800 кв.м.;
•• Поликлиниках и амбулаториях (Ф3.4) вне зависимости от площади;
•• Зданиях общеобразовательных организаций (Ф4.1) и ВУЗов (4.2), площадь которых превышает 3000 кв.м.;
•• Офисных зданиях (Ф4.3), площадь которых превышает 5000 кв.м.;
Полный перечень объектов с указанием соответствующего им типа системы пожарной сигнализации приведен в таблице А.1 СП484.
В СП484 введено понятие «зоны контроля пожарной сигнализации» (ЗКПС). Определение
ЗКПС согласно п.3.6: «Зона контроля пожарной сигнализации: территория или часть объекта, контролируемая пожарными извещателями, выделенная с целью определения места возникновения пожара, дальнейшего выполнения заданного алгоритма функционирования систем противопожарной защиты».
Пункт 5.11 требует на этапе проектирования разделить объект на ЗКПС и зоны защиты (пожаротушения, оповещения и т.п.)
Согласно п.6.3.3 в отдельные ЗКПС обязательно должны быть выделены:
•• квартиры, гостиничные номера и иные помещения, которые находятся во временном
или постоянном пользовании физическими или юридическими лицами;
•• лестничные клетки, кабельные и лифтовые шахты, шахты мусоропроводов, а также
другие помещения или пространства, которые соединяют два и более этажей;
•• эвакуационные коридоры (коридоры безопасности), в которые предусмотрен выход из
различных пожарных отсеков; пространства за фальшпотолками;
•• пространства под фальшполами.
При этом ЗКПС должны удовлетворять условиям п.6.3.4:
•• площадь одной ЗКПС не должна превышать 2000 кв.м.;
•• одна ЗКПС должна контролироваться не более чем 32 ИП;
•• одна ЗКПС должна включать в себя не более 5 смежных и изолированных помещений, расположенных на одном этаже объекта и в одном пожарном отсеке, при этом изолированные помещения должны иметь выход в общий коридор, холл, вестибюль и т.п., а их общая площадь не должна превышать 500 кв.м..
•• Единичная неисправность в линии связи ЗКПС не должна приводить к одновременной потере автоматических и ручных ИП, а также к нарушению работоспособности других ЗКПС.
Под единичной неисправностью линии связи понимается ее обрыв или короткое замыкание (КЗ).
Таким образом, исходя из перечисленных выше требований, можно сформулировать следующие принципы организации ЗКПС с помощью шлейфов и адресных линий.
Для неадресных систем
•• В один ШС нельзя включать более 32 извещателей;
•• В один ШС нельзя включать автоматические и ручные извещатели;
•• Один ШС не может контролировать больше 2000 кв.м. или 5 смежных помещений общей площадью 500 кв.м..
Для адресно-пороговых систем:
•• В один ШС нельзя включать автоматические и ручные извещатели;
•• Один ШС не может контролировать больше 2000 кв.м. или 5 смежных помещений общей площадью 500 кв.м..
Для адресно-аналоговых систем:
•• Изоляторы короткого замыкания необходимо устанавливать на границах ЗКПС (2000 кв.м.
или 5 смежных помещений общей площадью 500 кв.м.), не реже чем через 32 автоматических извещателя;
•• Ручные извещатели должны быть окружены изоляторами КЗ или иметь встроенные изоляторы.
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте (НВП) "Болид":
https://bolid.ru/files/491/669/h_62f95edfa7e2744799f57f639042ef28?from=cjygxhu
Во втором чтении на пленарном заседании Государственной Думы принят соответствующий законопроект. С докладом по проекту выступил Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.
Системный анализ пожаров и последствий от них на территории Российской Федерации за прошедшие 5 лет свидетельствует о ключевой роли правильной работы систем автоматической противопожарной защиты в спасении людей и снижении ущерба при пожарах. При пожарах, на которых системы правильно сработали, погибает и получает травмы соответственно в 4,5 и 2,4 раза меньше людей, площадь, уничтоженная пожаром, уменьшается в 2,4 раза, а количество уничтоженных объектов уменьшается более чем в 5 раз.
В целях повышения качества работ в области пожарной безопасности законопроект предусматривает внесение в законодательство следующих изменений:
- наделение Правительства Российской Федерации полномочием утверждать критерии оснащения объектов защиты системами противопожарной защиты;
- наделение МЧС России полномочием осуществлять аттестацию лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности эксплуатируемых зданий и сооружений;
- наделение лицензирующего органа МЧС России полномочиями приостанавливать действие лицензии в случае неоднократного или грубого нарушения лицензионных требований;
- установление обязанности периодического подтверждения (1 раз в 5 лет) лицензиатом соблюдения лицензионных требований путем представления в уведомительной форме соответствующей информации в лицензирующий орган;
- исключение положения, согласно которому лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений прекращается со дня установления саморегулирования этого вида деятельности.
Предлагаемые проектом изменения позволят с одной стороны снизить административную нагрузку на бизнес (соискателям лицензии (лицензиатам) путем предоставления возможности выбора количества видов выполняемых работ (услуг) отдельно по каждому филиалу), а с другой - повысить эффективность регуляторных функций лицензирующего органа (в дистанционном режиме проводить контроль за соблюдением лицензионных требований и принимать своевременные меры необходимого реагирования в отношении недобросовестных лицензиатов, систематически нарушающих установленные требования).
Источник:
http://www.komitet2-16.km.duma.gov.ru/
35 лет назад, 26 апреля 1986 года, в ходе экспериментального испытания одного из турбогенераторов 4-го блока Чернобыльской атомной электростанции произошла техногенная катастрофа. Самая серьезная техногенная катастрофа за всю историю, в результате которой несколько сотен тысяч человек подверглись высокому уровню радиации и около 350 000 человек были вынуждены покинуть свои дома в загрязненных районах.
Это событие стало напоминанием всему человечеству о том, что мирный атом требует особенно осторожного и бережного отношения – иначе этот мощный энергетический ресурс превращается в опасную разрушительную силу.
История этой беды и преодоления её последствий заслуживают того, чтобы люди об этом знали и помнили. Каждый год в эту памятную дату мы скорбим по погибшим, сострадаем всем, кому пришлось пережить эту трагедию. С большим почтением и глубоким уважением мы говорим спасибо участникам чрезвычайных и восстановительных операций за проявленное мужество и героизм.
Прошло ровно три года после пожара в торговом центре "Зимняя вишня" в Кемерово, жертвами которого стали 60 человек, включая 37 детей. К трехлетней годовщине трагедии Следственный комитет России (СКР) и МЧС рассказали о расследовании дела и выводах по нему.
"На данный момент сотрудники СК России завершили расследование и передали в суд пять уголовных дел, объем которых составил более тысячи томов. К уголовной ответственности привлечены 15 лиц. В зависимости от роли и действий (бездействия) каждого следствие вменило фигурантам такие преступления, как нарушение требований пожарной безопасности; оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности; получение взятки; дача взятки; посредничество во взяточничестве; халатность; растрата; злоупотребление должностными полномочиями; мошенничество", - сообщается на сайте СКР.
В предварительном расследовании участвовали свыше ста следователей. Они поминутно восстановили события 25 марта 2018 года - дня, когда произошел пожар. Осмотрено было более 17 тыс.кв.м, потерпевшими признали 500 человек, 83 из которых - родственники погибших. Также было проведено более 400 судебно-медицинских, медико-генетических и других экспертиз.
Следователи установили недостатки пожарной спасательной операции. Также СКР обращает внимание на "непроведение руководством регионального МЧС проверок по соблюдению требований противопожарной безопасности и эксплуатации объекта с массовым пребыванием людей", а также "множественные нарушения при строительстве здания и факты пренебрежения правилами пожарной безопасности со стороны владельца комплекса и отдельных его сотрудников". "Очевидно, что при проведении проверок и выдаче документов, подтверждающих соответствие реконструированного здания строительным правилам и нормам, сотрудники Госстройнадзора на многое закрыли глаза", - отмечается в материале.
В МЧС отметили, что после пожара были пересмотрены подходы к проведению проверок в торговых центрах. "В настоящее время периодичность проверок ТРЦ определяется исходя из присвоенной категории риска. Одним из важных критериев при этом является количество людей, которые единовременно могут находиться в торгово-развлекательном центре. Так, ТРЦ с вместимостью более 5 тыс. человек относятся к категории высокого риска с периодичностью проведения проверок один раз в два года", - сообщили ТАСС в ведомстве. Также после трагедии обязательным стало информирование зрителей кинотеатров, киноконцертных залов о действиях в случае пожара и путях эвакуации. Это требование стало обязательным с 1 января 2021 года.
Пожар в "Зимней вишне" произошел 25 марта 2018 года. Очаг возгорания находился в скрытой полости между третьим и четвертым этажами, где проходил силовой кабель, считает МЧС. Следствие называет причиной пожара замыкание электропроводки на четвертом этаже ТРЦ.
Источник:
https://www.kommersant.ru/
Каждое второе такое происшествие связано с неосторожным обращением с огнем
МОСКВА, 13 декабря. /ТАСС/. Каждый второй пожар в России в период новогодних праздников происходит из-за неосторожного обращения с огнем. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе МЧС России в ответ на соответствующий запрос.
"Основными причинами пожаров [в период проведения новогодних праздников] являются неосторожное обращение с огнем - 53% от общего количества пожаров, аварийный режим работы электрического оборудования и сетей - 18%, нарушение правил устройства и эксплуатации печного оборудования - 16%", - сказал собеседник агентства.
При этом нарушение правил пожарной безопасности при использовании пиротехнических изделий является причиной только порядка 1% пожаров, происходящих в период новогодних праздников. В частности, за 2019-2020 годы в период празднования Нового года и Рождества из-за пиротехники произошло 77 пожаров, в результате пострадали 14 человек.
Всего, по данным МЧС, за последние два года в период с 1 по 8 января в России произошло порядка 6 тыс. пожаров, на которых получили травмы более 250 человек.
С начала года более 17 тысяч пожаров произошло из-за нарушения правил устройства и эксплуатации печей. В их результате получили травмы 385 человек и почти столько же граждан погибли. По сравнению с прошлым годом эти показатели снизились почти на 18% и 23% соответственно.
Исключить риск пожаров во время отапливания помещений возможно при соблюдении правил безопасности.
В частных домах не реже одного раза в три месяца необходимо очищать дымоходы от сажи, чтоб не допустить ее загорания. В чистоте нужно содержать и саму печь, а также стеновые дымовые каналы в пределах помещений, дымовые трубы на чердаке и выше кровли. Их необходимо побелить известковым раствором - на белом фоне легко заметить появляющиеся черные трещины, через которые в жилье может проникнуть угарный газ.
Топить печь рекомендуется не более получаса по 2-3 раза в день, так не возникнет угрозы ее чрезмерного накала. За 3 часа до сна стоит вообще прекратить протапливание помещения. При этом нельзя закрывать заслонку, если топливо полностью не догорело.
Печь запрещается разжигать легковоспламеняющимися жидкостями — бензином, керосином, маслом. Перед топкой необходимо прибить металлический лист размером не менее чем 50х70 см. Дрова, мебель, занавески и прочие вещи должны располагаться от печи на расстоянии более полуметра, это исключит опасность их загорания.
Выполнение этих правил безопасности в домах с печным отоплением проверяют инспекторы госпожнадзора в рамках профилактических рейдов. В 2020 году проведено более 2,1 млн таких подомовых обходов в жилом секторе. В беседах с гражданами сотрудники МЧС России разъясняют правила безопасной эксплуатации и устройства печей, напоминая, что в жилье на всякий пожарный случай необходимо иметь огнетушитель.
Наиболее частыми причинами возгорания электрооборудования в жилых помещениях являются его конструкционные неполадки, а также неправильная эксплуатация. Об этом заявили в МЧС России.
Уточняется, что свыше 77% пожаров в жилых домах возникают из-за неправильной эксплуатации электрического оборудования.
«Наиболее частые причины возгорания электрического оборудования связаны с недостатком конструкции и изготовления электрооборудования — 33,5%, нарушение правил монтажа электрооборудования — 11%, нарушение правил технической эксплуатации электрооборудования — более 11%», — приводит РИА Новости сообщение. Об этом сообщает "Рамблер". Далее: https://news.rambler.ru/fire/44894723/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
Резервуар ТЭЦ-3 в Норильске, на котором произошла 29 мая авария с выбросом 20 тыс. тонн дизельного топлива, имел заключение экспертизы промышленной безопасности от 2018 года, согласно которому он «не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может эксплуатироваться при условии выполнения ряда ремонтных мероприятий». Об этом сообщается на сайте Следственного комитета России.
Ранее Ростехнадзор сообщил, что ведомство не могло выйти на проверку аварийного резервуара ТЭЦ-3 в Норильске из-за его формального нахождения в ремонте с 2016 года.
Между тем в Следственном комитет утверждают, что в ноябре 2018 года резервуар был введен в эксплуатацию комиссией под председательством главного инженера ТЭЦ-3 АО «НТЭК» актом, утвержденным директором предприятия.
«Резервуар с ведома директора ТЭЦ-3 АО «НТЭК» Смирнова, главного инженера предприятия Степанова и заместителя главного инженера Юрия Кузнецова в нарушение правил безопасности продолжал эксплуатироваться. В результате этого произошла авария», - отмечается на сайте СК.
Упомянутые лица задержаны, в ближайшее время им планируется предъявить обвинение и решить вопрос об избрании в отношении них меры пресечения в виде заключения под стражу.
Генеральный директор ООО «Единый Технический Центр», кандидат технических наук Анатолий Шулайкин и первый заместитель генерального директора АО «ИркутскНИИхиммаш», кандидат технических наук Кирилл Кузнецов рассказывали в статье для RISKNEWS о проблеме применения формулировки «не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности» в выводах заключений экспертизы промышленной безопасности.
5 июня президент поручил Росприроднадзору оценить состояние всех объектов, подобных норильскому резервуару.
Сегодня на лентах информационных агентств появилась информация, что природоохранное ведомство назвало предположительной причиной разлива нефтепродуктов в Норильске просадку бетонной площадки под резервуаром. При этом на площадке Норильско-Таймырской энергетической компании находятся еще три резервуара с нефтепродуктами, техническое состояние которых не определено. Об этом говорится в предостережении Росприроднадзора, которое выдано НТЭК.
Владимир Путин 3 июня согласился ввести режим чрезвычайной ситуации федерального уровня из-за разлива нефтепродуктов в Норильске. Такое предложение на совещании с главой государства озвучил руководитель МЧС Евгений Зиничев.