Наиболее частыми причинами возгорания электрооборудования в жилых помещениях являются его конструкционные неполадки, а также неправильная эксплуатация. Об этом заявили в МЧС России.
Уточняется, что свыше 77% пожаров в жилых домах возникают из-за неправильной эксплуатации электрического оборудования.
«Наиболее частые причины возгорания электрического оборудования связаны с недостатком конструкции и изготовления электрооборудования — 33,5%, нарушение правил монтажа электрооборудования — 11%, нарушение правил технической эксплуатации электрооборудования — более 11%», — приводит РИА Новости сообщение. Об этом сообщает "Рамблер". Далее: https://news.rambler.ru/fire/44894723/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

Читать далее

 Резервуар ТЭЦ-3 в Норильске, на котором произошла 29 мая авария с выбросом 20 тыс. тонн дизельного топлива, имел заключение экспертизы промышленной безопасности от 2018 года, согласно которому он «не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может эксплуатироваться при условии выполнения ряда ремонтных мероприятий». Об этом сообщается на сайте Следственного комитета России.

Ранее Ростехнадзор сообщил, что ведомство не могло выйти на проверку аварийного резервуара ТЭЦ-3 в Норильске из-за его формального нахождения в ремонте с 2016 года. 

Между тем в Следственном комитет утверждают, что в ноябре 2018 года резервуар был введен в эксплуатацию комиссией под председательством главного инженера ТЭЦ-3 АО «НТЭК» актом, утвержденным директором предприятия.

«Резервуар с ведома директора ТЭЦ-3 АО «НТЭК» Смирнова, главного инженера предприятия Степанова и заместителя главного инженера Юрия Кузнецова в нарушение правил безопасности продолжал эксплуатироваться. В результате этого произошла авария», - отмечается на сайте СК.

Упомянутые лица задержаны, в ближайшее время им планируется предъявить обвинение и решить вопрос об избрании в отношении них меры пресечения в виде заключения под стражу.

Генеральный директор ООО «Единый Технический Центр», кандидат технических наук Анатолий Шулайкин и первый заместитель генерального директора АО «ИркутскНИИхиммаш», кандидат технических наук Кирилл Кузнецов рассказывали в статье для RISKNEWS о проблеме применения формулировки «не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности» в выводах заключений экспертизы промышленной безопасности. 

5 июня президент поручил Росприроднадзору оценить состояние всех объектов, подобных норильскому резервуару.

Сегодня на лентах информационных агентств появилась информация, что природоохранное ведомство назвало предположительной причиной разлива нефтепродуктов в Норильске просадку бетонной площадки под резервуаром. При этом на площадке Норильско-Таймырской энергетической компании находятся еще три резервуара с нефтепродуктами, техническое состояние которых не определено. Об этом говорится в предостережении Росприроднадзора, которое выдано НТЭК.

Владимир Путин 3 июня согласился ввести режим чрезвычайной ситуации федерального уровня из-за разлива нефтепродуктов в Норильске. Такое предложение на совещании с главой государства озвучил руководитель МЧС Евгений Зиничев.

 

Читать далее

 

СП 5.13130.2009

А.10 Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен далее в данном документе.

Таблица А.3 п.11 ...... Помещения с генераторами с приводом от двигателей, работающих на жидком топливе. Подлежат оборудованию АУПТ Независимо от площади

 

В соответствии с п.5.1.5 СП 4.13130.2013  противопожарные требования к размещению зданий, помещений и сооружений генераторных должны соответствовать требованиям, предъявляемым для котельных, работающих на соответствующем топливе.

В соответствии с п.6.9.9 СП 4.13130.2013  в котельных залах (но не над котлами или экономайзерами) отдельно стоящих котельных допускается предусматривать установку закрытых расходных баков жидкого топлива емкостью не более 1 куб.м - для легкого нефтяного топлива.

При этом расходные баки в помещениях дизельных электростанций следует рассматривать как технологический аппарат.

Склады нефтепродуктов, входящие в состав энергетических предприятий, являются расходными складами (п.3.39 СП 4.13130.2013 ; п.3.12 , п.3.16 СП 155.13130.2014 ).

В соответствии с табл.19 СП 4.13130.2013  допустимая общая вместимость расходного склада нефтепродуктов (легковоспламеняющихся - дизельное топливо) при наземном хранении не должна превышать 2000 куб.м.

В соответствии с п.6.9.12 СП 4.13130.2013  допускается предусматривать установку резервуаров для топлива в помещениях, пристроенных к зданиям котельных. При этом общая емкость топливных резервуаров должна быть не более 50 куб.м - для легкого нефтяного топлива.

Пристройка: внешняя часть здания, имеющая иное функциональное назначение или пожарно-технические характеристики (степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности, категорию по взрывопожарной опасности и т.д.), отделяемая от основного здания противопожарными преградами (п.3.31 СП 4.13130.2013 ).

Соответственно, расходный бак (баки) жидкого топлива емкостью более 1 куб.м (для легкого нефтяного топлива) входящий в состав дизельной электростанции, необходимо рассматривать как расходный склад нефтепродуктов и распространять на него требования установленные ч.6 ст.70 , таблицей 13 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ , п.6.4.48 , таблицей 20 СП 4.13130.2013 , п.8.2 , таблицей 8 СП 155.13130.2014 .

В соответствии с п.6.4.54 СП 4.13130.2013  складские помещения для хранения нефтепродуктов в резервуарах расходного склада отделяются от других помещений противопожарными перегородками 1-го типа.

В местах дверных проемов в этих перегородках предусматриваются пороги (с пандусами) высотой 0,15 м.

Соответственно, если в состав дизельной электростанции входит расходный склад нефтепродуктов (легковоспламеняющихся - дизельное топливо) общей вместимостью более 1 куб.м, но не более 50 куб.м, то допускается предусматривать установку резервуаров для топлива в помещениях, пристроенных к зданию (сооружению) дизельной электростанции.

Складское помещение для хранения нефтепродуктов в резервуаре (контейнер, в котором размещен резервуар) отделяется от помещения дизельной электростанции (контейнер, в котором размещена дизельная электростанция) противопожарной перегородкой 1-го типа (EI 45).

В соответствии с п.6.4.56 СП 4.13130.2013  из наземных резервуаров единичной и общей вместимостью более 1 куб.м для легковоспламеняющихся и 5 куб.м для горючих нефтепродуктов, относящихся к расходному складу и устанавливаемых в производственных зданиях, должен предусматриваться слив в аварийный подземный резервуар или опорожнение их продуктовыми насосами в резервуары основной емкости склада.

Аварийный резервуар, в который обеспечивается самотечный слив, должен быть подземным и располагаться снаружи здания на расстоянии не менее 1 м от стен без проемов и не менее 5 м от стен с проемами. Специальный аварийный резервуар может не предусматриваться, если обеспечивается самотечный слив нефтепродуктов в резервуары основной емкости склада.

Читать далее

 Ведомство разработало пакет поправок к постановлению Правительства России о стимулировании производства радиоэлектроники. Законопроектом предусмотрены ограничения доступа к госзакупкам зарубежных поставщиков электроники.

Кроме того, в министерстве считают, что список российских компаний, подпадающих под преференции при госзакупках в соответствии с федеральным законодательством, следует расширить.

Согласно проекту, новые ограничения, в том числе, запреты покупок иностранной электроники предложено вводить согласно реестру, составленному Минпромторгом РФ. Его действующая редакция состоит из семи позиций, включая бытовые электроприборы, электронное, оптическое и компьютерное оборудование, а также осветительные приборы. Итоговая фиксация приоритета российской электронной продукции в государственных заказах будет проведена к 2023 году.

Инициатива Минпромторга предполагает новые правила проведения госзакупок. Например, в отраслях, производство в которых недостаточно сформировано для полного покрытия спроса, станут отклоняться все иностранные заявки на поставку в том случае, если имеется как минимум одна российская заявка, условия которой соответствуют требованиям, установленным заказчиком.

В настоящий момент документ направлен на рассмотрение в Федеральное казначейство, Федеральную антимонопольную службу, Министерство финансов и Министерство экономического развития.

https://nsopb.ru/news/minpromtorg-rossii-predlagaet-k-2023-godu-polnostju-ogranichit-postavki-zarubezhnyh-proizvoditelej-dlja-goszakupok-jelektroniki_8389

Читать далее

 Приказ МЧС России от 30.03.2020 N 225
"Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности"
Обновлены требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов
Свод правил разработан в развитие положений статей 62, 68 и 99 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и является нормативным документом добровольного применения.
Документ устанавливает нормы расхода воды на наружное пожаротушение, требования к расчетному количеству одновременных пожаров, свободным напорам в наружной водопроводной сети, размещению пожарных гидрантов и другие требования пожарной безопасности, необходимые для проектирования систем водоснабжения, обеспечивающих противопожарные нужды, а также требования к пожарным резервуарам и водоемам.
Установленные сводом правил требования пожарной безопасности должны соблюдаться при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте систем противопожарного водоснабжения населенных пунктов и производственных объектов, а также пожарных резервуаров и водоемов.
Свод правил вводится в действие через 6 месяцев со дня издания настоящего приказа. Со дня введения в действие свода правил признаны утратившими силу приказы МЧС России от 25.03.2009 N 178 и от 09.12.2010 N 640.

Читать далее

Утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности при осуществлении федерального госпожнадзора на 2020 год.

Она нацелена на снижение рисков возникновения пожаров и тяжести последствий от них, в частности на уменьшение количества трагедий вследствие нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Разработанные мероприятия в отношении юр.лиц и индивидуальных предпринимателей направлены на устранение существующих и потенциальных причин и условий возможных пожаров, а также профилактику нарушений обязательных требований. Ее задача - формирование добросовестного поведения и ответственности за свои действия в сфере обеспечения безопасности.

При этом в основе федерального госпожнадзора – риск-ориентированный подход. Напомним, в 2019 году законодательно закреплено 6 категорий риска. По ним распределены все объекты с массовым пребыванием людей. Для каждой категории определена периодичность проверок на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.  

По всей стране более 64 тыс. объектов отнесены к категории чрезвычайно высокого риска, более 61,5 тыс. – к категории высокого риска, почти 140 тыс. объектов составляют категорию значительного риска, более 322 тыс. – среднего риска и менее 550 тыс. зданий входят в категорию умеренного риска. Низкий риск пожарной опасности имеют более 7 млн сооружений и помещений.

По статистике за прошедший год, основной причиной пожаров в зданиях и сооружениях является неосторожное обращение с огнем. По этой причине в 2019 году произошло почти 47 тыс. пожаров. При этом нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования привело к пожару почти к 31% случаев, неисправность печного отопления  стало причиной 16,5% пожаров в помещениях.

На снижение печальной статистики направлены мероприятия Программы профилактики нарушений.  

В 2020 году важное значение приобретает увеличение количества консультаций, инструктажей по разъяснению обязательных требований.

Напомним, обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального госпожнадзора, размещены на официальном интернет-портале МЧС России (mchs.gov.ru).

 

Читать далее

 Изменение № 1. Торговые объекты. Согласно пункта 1 изменений, руководители торговых объектов с ночным пребыванием людей выведены из под требования организовывать круглосуточное дежурство обслуживающего персонала. Смотрите пункт 8 ППР в новой редакции: 8. На объекте защиты с ночным пребыванием людей (за исключением торговых, производственных и складских объектов защиты, жилых зданий, объектов с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала.

Изменение № 2. Места для курения. Уточнено, что можно курить на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах защиты торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах защиты производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках, если есть специальные места для курения. Ранее второй абзац пункта 14 ППР, содержал категорический запрет. Смотрим весь пункт в новой редакции: 14. Руководитель организации обеспечивает выполнение на объекте защиты требований, предусмотренных статьей 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Запрещается курение на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах защиты торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах защиты производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках, за исключением мест, специально отведенных для курения табака в соответствии с законодательством. Руководитель организации обеспечивает размещение на указанных территориях знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено». Места, специально отведенные для курения табака, обозначаются знаками «Место для курения».

Изменение № 3. Обозначение категорий по взрывопожарной и пожарной опасности на дверях помещений производственного и складского назначения. Если ваши производственные и складские помещения имеют категорию Д по взрывопожарной и пожарной опасности, то обозначать двери таких помещений табличками не надо. Смотрим пункт 20 ППР в новой редакции: 20. Руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Изменение № 4. Курение на балконах. Те самые изменения, которые создали информационную повестку. Пункт 90 ППР был дополнен вторым абзацем: 90. В квартирах, жилых комнатах общежитий и номерах гостиниц запрещается устраивать производственные и складские помещения для применения и хранения взрывоопасных, пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, изменять их функциональное назначение, в том числе при сдаче в аренду, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности. Запрещается использование открытого огня на балконах (лоджиях) квартир, жилых комнат общежитий и номеров гостиниц. На официальном сайте МЧС России разъяснили данные изменения, в частности, по словам Рината Еникеева, директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России, норма направлена, прежде всего, конечно же, не на борьбу с курильщиками, а функционально рассчитана на повышение культуры безопасности. «После принятия данных поправок если загорелся нижний этаж в случае неосторожного действия, будет повод и основание выявить виновного. Мы обращаем внимание общества на то, что каждый человек должен быть ответственен за свою безопасность и безопасность окружающих», — уточнил Р. Еникеев. Вспоминается прецедент, судебная практика из Новосибирска, где жилец решил взыскать с соседа 250 тыс. рублей за сигаретный дым, дошёл до Верховного и таки добился морального, только не 250, а 5 тыс. рублей.

Изменение № 5. Культурно-просветительные и зрелищные учреждения. Раздел VI дополнен новым пунктом 114(2) следующего содержания: 114(2). Руководитель организации обеспечивает информирование зрителей о правилах пожарной безопасности путем трансляции речевого сообщения либо демонстрации перед началом сеансов в кинозалах видеосюжетов о порядке их действий в случае возникновения пожара (срабатывания системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, команды персонала), направлениях эвакуационных путей и выходов, а также расположении первичных средств пожаротушения. Вероятно данный пункт — результат трагедии в Кемерово.

Изменение № 6. Загрузка (выгрузка) товаров и тары в торговых организациях. Пункт 122 ППР изложен в новой редакции: 122. В рабочее время загрузка (выгрузка) товаров и тары должна осуществляться по путям, не связанным с эвакуационными выходами, предназначенными для покупателей. В старой редакции он выглядел так: 122. Запрещается в рабочее время осуществлять загрузку (выгрузку) товаров и тары по путям, являющимся эвакуационными.

Изменение № 7. Проектная документация в медицинских организациях. Уточнено, что размещение палат для пациентов с тяжёлыми проявлениями заболевания, а также для детей следует предусматривать в соответствии с проектной документацией преимущественно на первых этажах зданий. Смотрим весь пункт 135 ППР в новой редакции: 135. Руководитель организации обеспечивает наличие в зданиях и сооружениях организации, в которых находятся пациенты, не способные передвигаться самостоятельно, носилок из расчёта 1 носилки на 5 пациентов (инвалидов). Размещение палат для пациентов с тяжёлыми проявлениями заболевания, а также для детей следует предусматривать в соответствии с проектной документацией преимущественно на первых этажах зданий. В старой редакции во втором абзаце пункта 135 не было отсылки к проектной документации.

Изменение № 8. Подвальные и цокольные этажи медицинских организаций. Не предусмотрены проектной документацией в подвальных и цокольных этажах мастерские, склады и кладовые — нарушение/штраф/ссылка в Сибирь. Подпункт «д» пункта 136 изложен в следующей редакции: 136. Запрещается: … д) размещать в подвальных и цокольных этажах мастерские, склады и кладовые, не предусмотренные проектной документацией. … В старой редакции вообще нельзя было размещать мастерские, склады и кладовые. Вот и отгремели 8 изменений. Далее можете скачать обновлённые Правила противопожарного режима в Российской Федерации на 2019 год в формате MS Word вместе с постановлением Правительства РФ от 20.09.2019 г. № 1216, для рабочего использования.

Комментарии по изменениям в Правила противопожарного режима очень даже приветствуются!

Источник: https://блог-инженера.рф

Читать далее

 

В связи с чем рассмотрение Государственной Думой Российской Федерации законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора», ранее запланированное на ноябрь, перенесено на декабрь 2019 года. Законопроект по мнению парламентариев требует доработки. 

Документ содержит требование, что осуществление строительного контроля должно проводиться при участии органов государственного пожарного надзора. Но не конкретизировано, что значит участвовать? В какой мере? Каким образом определено взаимодействие сторон? Является ли «участие» основанием для включения представителей в состав Комиссии? На эти и другие вопросы разработчикам ещё только предстоит ответить.

Одновременно, осуществление в рамках государственного строительного надзора дополнительно государственного пожарного надзора противоречит принципу недопустимости проведения в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора) проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, который  установлен в пункте 5 статьи 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 

Пресс-служба НСОПБ

http://www.nsopb.ru/news/zakon-o-sovershenstvovanii-dejatelnosti-gpn-nesovershenen_7992

Читать далее

Специалисты по заказу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ разработали два новых свода правил, применяемых при возведении автопарковок и жилых домов. Росстандарт 29 августа вынес документы на общественное обсуждение.

Читать далее

 2,4 млрд. рублей составил ущерб от лесных пожаров в России за 2019 год, сообщает официальный сайт Счетной палаты.

По данным надзорного ведомства, за три последних года пожаров стало на 12% больше. Охваченная  огнем площадь выросла в 3,2 раза, составив в 2018 году 8,5 млн. гектаров. С 2016 по первое полугодие 2019 год ущерб от лесных пожаров составил 68,9 млрд. рублей.

В отчете Счетной палаты указано, что основными причинами возгораний стали недостаточное финансирование, отсутствие техники для тушения, неукомплектованность подразделений наземной и авиационной охраны в регионах и низкое качество противопожарных мероприятий, которые проводят арендаторы.

Также отсутствует в полной мере контроль за выжиганием сухой травы, которое проводят сельхозтоваропроизводители. Соответственно меры для тушения принимаются поздно, что порождает увеличение числа очагов возгорания.

Между тем на территории Сибири, по данным МЧС России, продолжают действовать 470 очагов возгораний, локализовано на 4 августа 2019 года 38 очагов на площади 24 617 га. За сутки удалось ликвидировать пожары в Красноярском крае и Иркутской области на территории свыше 90 тысяч гектаров, скорость распространения огня в Красноярском крае сократилась более чем в пять раз.

Читать далее